Раздел 1. Теоретические и методологические основы акмеологии  

Раздел 1. Теоретические и методологические основы акмеологии

Введение

Акмеология— новая наука, уверенно заявившая о себе в конце вось­мидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус — была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. В различных вузах Российской Федерации были организованы кафедры акмеологии. Через аспирантуру и докторантуру начата под­готовка кадров высшей квалификации по специальности 19.00.13 — психология развития, акмеология. В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и других городов были организо­ваны диссертационные советы по данной специальности. В 1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная акаде­мия акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петер­бурге и отделениями в Москве, крупных регионах России и за рубежом. В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно про­водиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии. В Моск­ве был создан Международный акмеологический институт — первое учебное заведение для подготовки специалистов-акмеологов высшей квалификации.

Следует подчеркнуть, что научный приоритет в создании акмеоло­гии по всеобщему признанию принадлежит России. За рубежом к ак­меологии проявляется повышенный интерес, особенно к тем научным направлениям, которые непосредственно связаны с развитием профес­сионализма личности и деятельности.

Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредст­венно связано с именами многих выдающихся российских ученых и прежде всего члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева. Именно их научные идеи и интуиция, талант организаторов, энергия и жиз­неутверждающий оптимизм позволили акмеологии в короткие сроки уверенно занять ведущие позиции в системе наук о человеке. По их инициативе и с их непосредственным участием были созданы кафед­ры и отделения акмеологии в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее филиалах, Калужском государствен­ном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского, Северо-Осетинском государственном университете, ряде высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Воронежа, Шуи и других городов. Под руководством лидеров этих направлений успешно защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, созданы научные школы, увидели свет десятки монографий и сборников.



Столь стремительное становление и развитие акмеологии обуслов­лено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало та­лантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привле­кательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.

Акмеология развивается в полном соответствии с логикой разви­тия научного знания. На первом этапе своего становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм деятельности учителей. В это время увидели свет книги Н. В. Кузьминой, которые стали по-настоящему этапными для утверждения акмеологии*. В них акмеологическое знание было доказательно представлено как акту­альное, самостоятельное и высокоэффективное. Но главным все же стало доказательство его универсальности. Несмотря на то что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производ­ственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятель­ности. Эта мысль была развита в совместной работе А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой**.

* Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990; Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. — СПб., 1993.

** Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин про­фессионализма — М.: РАУ, 1993.

В этом же году академиком РАО А. А. Бодалевым была выпущена работа*, имевшая чрезвычайно важное научное значение, потому что в ней был четко описан методологический строй акмеологии.



* Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993.

Наконец, в 1993 году была опубликована брошюра* В. Г. Зазыкина и А. П. Чернышева, в которой значительное внимание было уделено обоснованию собственно акмеологических методов изучения и разви­тия профессионализма.

* Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессиона­лизма. - М.: НИИ ВО, 1993.

Эти и другие работы стали своеобразным научным плацдармом для интенсивного развития теоретических и прикладных акмеологичес­ких исследований. В 1995 году под редакцией А. А. Деркача выходит в свет фундаментальная коллективная монография «Основы общей и прикладной акмеологии»*. В данном труде были обобщены многие ак­меологические исследования, уточнена методологическая и теорети­ческая основа акмеологии, определены ее важнейшие научные на­правления, описаны главные результаты, в том числе и конкретных прикладных исследований, обозначены научные перспективы.

* Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 1995.

После выхода данного труда интенсивность акмеологических ис­следований существенно возросла. Свои монографические работы по различным проблемам и направлениям акмеологии опубликовали ве­дущие ученые-акмеологи О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, Н. А. Ко­валь, Н. И. Конюхов, Н. А. Корниенко, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А. С. Огнев, В. В. Петрусинский, А. А. Реан, И. Н. Семенов, М. Ф. Секач, А. П. Ситников, С. Ю. Степа­нов, Ю. В. Синягин и многие другие.

Этапным для акмеологии многие специалисты называют фунда­ментальный пятитомный труд «Акмеология: личностное и профес­сиональное развитие человека», в котором было не только система­тизировано накопленное акмеологическое знание, но и впервые были сформулированы акмеологические законы*.

*Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 т. / Под ред. А. А. Деркача. - М.: 2000-2001.

Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации, что является характерным для многих развивающихся наук. Появились новые самостоятельные научные на­правления — педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях, управленческая акмеология. В стадии формирования находятся юридическая и медицинская акмеология, активно разрабатываются акмеологические про­блемы в сфере социальной работы, экономики и спорта. В то же время дифференциация науки усилила потребность в интеграции акмеологического знания, уточнении его теоретико-методологических осно­ваний и тенденций развития, в акмеологических исследованиях обоб­щающего характера. Такие исследования необходимы не только для углубления разработки теории акмеологии, они нужны для улучше­ния качества подготовки специалистов-акмеологов. Вследствие этого остро стал вопрос о подготовке учебного пособия по акмеологии. Та­кое учебное пособие было издано в 2000 году* и стало методическим обеспечением читаемых курсов по акмеологии не только в КГПУ, но и ряде других высших учебных заведений. В нем были изложены ре­зультаты исследований авторов в области интеграции акмеологического знания:

• категориально-понятийный аппарат;

• общие и частные принципы акмеологического исследования;

• закономерности, методы акмеологического исследования;

• концепции развития профессионализма и профессионала.

* Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга, 2000.

Эти знания необходимы для вхождения в акмеологическую пробле­матику, ориентации в мире задач, связанных с изучением прогрес­сивного развития зрелой личности и ее профессионализма. Данное учебное пособие вызвало большой интерес у специалистов, которые высказали немало ценных замечаний и предложений авторам, направ­ленных на его улучшение. В результате в 2001 году увидело свет его второе издание, которое авторами было существенно дополнено и до­работано. В нем, в частности, впервые был представлен краткий акмеологический словарь, в котором обоснованы основополагающие по­нятия и категории акмеологии. В этом же году вышло двухтомное учебное пособие «Общая и прикладная акмеология»*.

* Общая и прикладная акмеология. Ч. 1, 2 / Под ред. А. А. Деркача. — М.: 2001.

В 2002 году вышел первый большой (40 п. л.) учебник «Акмеоло­гия», подготовленный в Российской академии государственной служ­бы при Президенте Российской Федерации авторским коллективом под общей редакцией А. А. Деркача*.

* Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.

В то же время потребность в издании учебно-методической лите­ратуры по акмеологии не уменьшилась. В частности, появилась необ­ходимость публикации таких учебно-методических пособий, которые отличались бы единой определяющей логикой изложения и были бы ориентированы на решение практических проблем. Таковым видится настоящее учебное пособие. В его основу положено обобщение акмео­логических исследований, выполненных авторами, представителями их научных школ и другими специалистами-акмеологами, а также опыт чтения курса «Акмеология» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и других вузах России.

Авторы будут признательны всем, кто поддержал идею написания данного учебного пособия по акмеологии и высказал свои пожелания и предложения.

А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин

Москва

2002-2003 гг.

Раздел 1. Теоретические и методологические основы акмеологии


9573044337000395.html
9573134628404961.html
    PR.RU™