Глава 6. Перспективы развития человеко- и природозащитной деятельности

6.1. Демографическое состояние России и пути его улучшения

В настоящее время Россия переживает демографи­ческий кризис. Демографический прогноз для России неутешителен (рис. 6.1).

Согласно последнему (2009 г.) докладу ООН к 2025 г. население России сократится приблизительно на 11 млн человек, а к 2050 г. — на 33 млн. Для сравнения: к 2025 г. Япония потеряет 25 млн человек, Украина — 15 млн человек, Германия — 8,4 млн человек. По численно­сти населения мы упадем с 9-го на 15-е место, уступив даже Вьетнаму.

Основные причины снижения численности насе­ления следующие:

— низкая рождаемость (в среднем 1,49 ребенка на семью по данным Росстата на 2008 г.); высокая смертность, основными причинами которой являются болезни кровообращения, травмы и отравления, новообразования (раковые заболева- 2500 ния). На их долю приходится соответственно 55, 14 и 14 % от общей смертности населения.

150 145 140 135 130 125 120 115

-1 47,7 Чц 46,3
jr 1 42,5 43,5 41,6 ""-m 1 <10
Ш\ 38,1 37,4
33,5
128,5

19805 1990 2001 2005 2010 2015 2020 2025 2030 Год

Рис. 6.1. Демографический прогноз для России

Численность родившихся и умерших в России в период 1980—2008 гг. приведена на рис. 6.2.

Одной из главных причин демографического кризи­са в РФ является высокая преждевременная смерт­ность репродуктивной части населения от совокупно­сти внешних причин. Средний возраст смерти муж­ского населения России от внешних причин составляет 42—44 года.



Мировой опыт показывает, что фактором, опреде­ляющим высокую рождаемость в стране, является ВВП на душу населения. От него зависят финансовые и жилищные условия семьи, численность абортов, уровень медицинского обслуживания населения и многое другое. Не случайно показатель рождаемости в России на 1000 человек в 2008 г. составил 11,3 про­тив 14,6 в США. Чем выше ВВП, тем выше рождае­мость в стране.

Экономические возможности страны существенно влияют не только на рождаемость, но и обеспечивают населению высокий уровень продолжительности жизни. Для решения демографических проблем важ­ное значение имеет снижение смертности людей в ре­продуктивном возрасте.

Поиск и реализация путей преодоления демогра­фического кризиса в России за счет повышения про­должительности жизни людей — сложная и много­плановая задача. Для ее решения выделим основные группы факторов, влияющих на продолжительность жизни населения и его здоровье. Некоторое представ­ление об этом дают результаты научных исследова­ний.

По данным ВОЗ индивидуальная продолжитель­ность жизни людей во многом связана с условиями их жизнедеятельности. ВОЗ считает, что здоровье людей определяется:

генетическими факторами..................... 18...20 %

организацией здравоохранения............ 7...10 %

образом жизни......................................... 30...40 %

состоянием окружающей среды............ 30...40 %

Данные ВОЗ отчетливо свидетельствуют о том, что здоровье человека зависит во многом (до 70 %) от его поведения (образа жизни) и от состояния среды жиз­недеятельности. В профилактике негативного влия­ния этих факторов выделяют два направления: личное безопасное поведение человека и коллективные ме­роприятия по обеспечению безопасности.



Рассмотрим роль личности в достижении безопас­ности жизнедеятельности. Овладение знаниями по безопасности позволит каждому человеку свести к минимуму вероятность принудительной гибели. Для этого необходимо:

— соблюдать правила здорового образа жизни (ЗОЖ);

— всемерно следовать основам безопасности в бы­ту, на производстве, на транспорте и в других сферах деятельности и отдыха;

— рационально выбирать виды деятельности и ме­сто жительства для себя и своей семьи исходя из ка­чества окружающей среды и уровня безопасности сфер деятельности.

Правила ЗОЖ. Причины смерти, связанные с на­рушением ЗОЖ и меры по их устранению приведены в табл. 6.1.

Из перечисленных видов нарушения ЗОЖ трудно выделить главное зло, хотя во многом исходным, про­воцирующим звеном в цепи нарушений принято счи­тать алкоголь. Однако важно не с чего начинают на­рушать правила здорового образа жизни, а когда — в каком возрасте? Курить сегодня дети начинают в 11 лет, впервые употреблять алкоголь в ряде случаев в этом же возрасте, поэтому рассмотрение вопросов, связанных с основами ЗОЖ, и знакомство с послед­ствиями его нарушения необходимо начинать в до­школьном возрасте и продолжать в начальных и средних классах школы.

Выбор вида деятельности и местожительства. Для этого человеку необходима прежде всего инфор­мация о загрязнении селитебных зон и о рисках, свя­занных с профессиональной деятельностью и зоной обитания. Эта информация должна предоставляться компетентными государственными органами, а че­ловек должен обладать необходимыми знаниями для ее адекватной оценки. Благоприятное влияние на здо­ровье населения оказывает близкое к естественному состояние среды обитания в городах и промышлен­ных центрах.

Личная безопасность каждого человека определя­ется во многом его знаниями об опасностях, их ис­точниках и мерах защиты. Своевременное выявление

Таблица 6.1

Меры по устранению причин смерти

Причина смерти, опасность Причина возникновения опасности Меры по устранению опасности
Алкоголизм Незнание последствий Злоупотребление Низкое качество спиртного Информация о вреде алкоголя Контроль за качеством алкоголя Лечение алкоголизма
Наркома­ния Незнание последствий Наркотическая зави­симость Информация о вреде наркотиков Лечение наркотиче­ской зависимости Соблюдение запрета на наркотики
ВИЧ-ин­фекция Незнание последствий Беспорядочный образ жизни Информация о губи­тельности СПИДа Лечение
Курение Незнание последствий Широкая реклама та­бачных изделий Информация о вреде курения Контроль за качеством табака
Утопление Неумение плавать Незнание опасностей водной среды Пренебрежение опас­ностью Обучение плаванию Информация об опас­ности водной среды
Самоубий­ство Неудовлетворенность жизненной ситуацией Психические рас­стройства Стрессовые ситуации Создание благоприят­ной социальной среды Повышение благосос­тояния людей Лечение Информация о выходе из стрессовой ситуации

опасностей и рациональное использование средств защиты — основы личной безопасности.

Для снижения негативного влияния техники и тех­нологий на людей необходимо создателям этих тех­нических средств соблюдать требования безопасно­сти и экологичности. При невозможности достиже­ния этого необходимо предусматривать защитные средства. Все это должны в совершенстве знать твор­цы техносферы — инженеры, градостроители, работ­ники коммунального хозяйства и многие другие, от­ветственные за реализацию мер коллективной безо­пасности.

Каждый человек, переходя из состояния учащего­ся (после завершения обучения в школе, ссузе, вузе) в состояние работника-созидателя, должен знать и оценивать возможные последствия своих действий. Поскольку человек наделен разумом, он стремится к созидательной жизни, пытаясь, как правило, изме­нить окружающий его мир в свою пользу. К сожале­нию, это преобразование, кроме желаемого, создает неизбежно и негативные эффекты, порождая тем са­мым отрицательные воздействия на человека и окру­жающий его мир.

Еще в 1882 г. Ф. Энгельс в работе "Диалектика природы" сказал, что наша историческая деятель­ность имеет "в первую очередь, те последствия, на ко­торые мы рассчитываем, но во вторую и третью — со­всем другие, непредвиденные, которые очень часто уничтожают значения первых". Он не ошибся. Соз­давая техносферу, мы получаем не только комфорт, но и порождаем опасности.

6.1.1. Культура безопасности

Все, что входит в понятие личной и коллективной безопасности, достигается человеком на основе зна­ния и последующего опыта, поэтому первейшим эта­пом достижения высоких значений продолжительно­сти жизни является овладение каждым субъектом культурой безопасности.

Культура безопасности — качество личности, оп­ределяющее ее направленность на развитие потреб­ностей в безопасности, на постоянное совершенство­вание знаний, умений и навыков реализации человеко- и природозащитной деятельности. Необходимые по­знания по безопасности можно с наибольшим успе­хом получить в системе образования.

Исходя из вышесказанного, первым и важнейшим шагом государства и общественности в деле достиже­ния здоровой и продолжительной жизни населения России является обучение людей основам культуры безопасности.

Каждый россиянин должен:

— обладать знаниями и способностью "узнавать" опасности в быту, в сфере своей профессиональной деятельности, а также при использовании средств транспорта, т. е. на всех этапах своей жизни;

— всемерно соблюдать правила здорового образа жизни; человек, особенно в молодом возрасте, дол­жен знать об опасностях вредных привычек, таких как курение, алкоголизм, наркомания и т. п.;

— правильно выбирать и применять средства лич­ной защиты от опасностей;

— способствовать устранению опасностей коллек­тивного воздействия на людей и природу;

— оказывать помощь и содействие пострадавшим от опасного воздействия.

В нашей стране созданы предпосылки для актив­ного обучения всего населения основам культуры безопасности. Для этого, как минимум, достаточно модернизировать курс ОБЖ, читаемый практически всем молодым россиянам в средней школе.

6.1.2. Техносферная безопасность

Завершая анализ современного мира опасностей человеко- и природозащитной деятельности в Рос­сии, необходимо отметить, что основной путь даль­нейшего развития БЖД и ЗОС в ближайшем будущем и на перспективу — это создание учения о техносферной безопасности Для устранения негативного воздействия про­мышленного производства, энергетических комплек­сов, средств транспорта и иных объектов экономики на работающих, население и природу необходимо дальнейшее всестороннее развитие методов и средств усовершенствования превентивного анализа опасно­стей, действующих в селитебных зонах и регионах, с целью наиболее полного описания их совместного воздействия.

Реализуемые в настоящее время мероприятия (со­ставление тома ОВОС*, экологическая экспертиза, аттестация рабочих мест, экспертиза промышленной безопасности, декларация промышленной безопас­ности) проводятся, как правило, разобщенно для ка­ждого источника опасности и опираются лишь на нормативы и правила по безопасности.

Настало время, когда необходимо переходить к комплексной оценке воздействия всех негативных территориальных объектов на работающих, населе­ние и окружающую техногенную и природную среды. На региональном уровне эта оценка объекта должна проводиться на основании нормативных актов, а в сложных случаях ее необходимо сопровождать науч­ными изысканиями в области безопасности.

Создание безопасной техносферы — задача как индивидуального, так и всенародного масштаба; за­дача, непосредственно связанная как с действиями каждого человека в сфере деятельности, быта и отды­ха (защита от опасностей первого круга), так и с дей­ствиями руководителей производственных процес­сов, отраслей экономики и государства (защита от опасностей первого и второго кругов). Значение этого существенно возрастает еще и потому, что обеспече­ние безопасности техносферы — путь одновременно к решению и других проблем негативного влияния техносферы — фундамент для решения проблем безо­пасности на более высоких научных уровнях: регио­нальном, межрегиональном, трансграничном, конти­нентальном и глобальном.

Анализ причин возникновения техносферы и ее негативного влияния на природу и человека в ней обитающего свидетельствует не только о необратимо­сти этого процесса, сколько о сложности задачи соз­дания техносферы высокого качества.

Опыт создания техносферы показывает, что ее вы­сокое качество достижимо лишь в условиях неукос­нительного соблюдения требований по совместимо­сти техносферы и отдельных ее составляющих с че­ловеком и всей иной биосферой. Достичь этого можно лишь развивая и совершенствую безопасность всех компонентов, составляющих техносферу (про­мышленные предприятия, транспорт и т. п.), и при­меняя специальную защитную технику для устране­ния негативного влияния техносферы на человека.

ОВОС — оценка воздействия на окружающую среду.

Создание техносферы высокого качества — на­сущная потребность всего урбанизированного насе­ления Земли, путь к реализации учения академика В. И. Вернадского о ноосфере. На пороге XXI века че­ловечеству не удалось решить многие проблемы тех- носферной безопасности и создать техносферу необ­ходимого качества. Что же нужно сделать для этого сейчас?

Во-первых, необходимо не на словах, а на деле признать важность стоящей перед человечеством за­дачи по созданию техносферы, качественно близкой к естественной (природной) среде. По значению для человека создание качественной техносферы — это основа для сохранения человеком своего места на планете Земля.

Во-вторых, признать необходимость разработки научного знания о техносферной безопасности.

Научные знания, составляющие основу новой ес­тественно-научной дисциплины "Ноксология", необ­ходимы выпускнику вуза — будущему специалисту, бакалавру, магистру.

6.2. Эра "Здоровой и продолжительной жизни"

Стратегически важным фактором, определяющим содержание человеко- и природозащитной деятель­ности в будущем, является предстоящая смена акцен­тов в развитии человеческого общества, обусловлен­ная приходом эры "Здоровой и продолжительной жизни", которая неизбежно последует за эрой "Ин­форматизации" уже в XXI веке. Эта смена акцентов в развитии человеческого общества неизбежно потре­бует и смены приоритетов в его развитии. От приори­тетной цепочки "эффективность—экономичность- безопасность", характерной для эры научно-техниче­ской революции, мир неизбежно придет к цепочке "безопасность—эффективность—экономичность" при реализации всего создаваемого человеком в матери­альной сфере. Такая смена акцентов развития обще­ства неизбежно потребует дальнейшего развития на­учного подхода в оценке опасностей окружающего нас материального пространства и поведенческих ка­честв людей.

При этом человечество неизбежно сменит свою тактику защиты от опасностей за счет соблюдения норм и правил безопасности (подход, часто называе­мый как метод "затыканием дыр") и перейдет к ме­тоду превентивного анализа опасностей всего вновь созидаемого человеком, помня постоянно о том, что все опасности на Земле, кроме естественных, руко­творны.

Неэффективность приоритетной цепи "эффектив­ность—экономичность—безопасность" со всей оче­видностью демонстрирует череда крупнейших аварий и катастроф XX века—начала XXI века события на Чернобыльской АЭС, Саяно-Шушенской ГЭС и т. П

Переход к эре "Здоровой и продолжительной жиз­ни" потребует значительных усилий от государства и прежде всего роста доли ВВП на человеко- и приро- дозащитные меры, в том числе и на развитие медико- биологических исследований; создание научной базы превентивной оценки опасностей всего вновь созда­ваемого экономикой страны; усиление мониторинга опасностей урбанизированных территорий и рабочих мест; широкое внедрение неразрушающего контроля состояния машин и агрегатов; совершенствование го­сударственного управления органов защиты здоровья населения и сохранения окружающей техногенной и природной сред; дальнейшего совершенствования сферы образования в области безопасности человека и охраны природы.

С наступлением эры "Здоровой и продолжитель­ной жизни" на нашей планете должна восторжество­вать философия безопасного долголетия человека, ос­нованная на создании безопасной техносферы как среды обитания человека, всецело владеющего куль­турой безопасности.

Устранение демографического кризиса в России также во многом связано с формированием у ее на­селения философии и культуры безопасности. Фило­софия безопасности основана на признании людьми важнейшей роли своей защиты и защиты окружаю­щего их мира от опасностей, а необходимый культур­ный уровень достижим при соответствующем уровне образования людей, при их развитии и воспитании в духе глубокого почитания принципов и основ безо­пасности.

6.3. Стратегия устойчивого развития

Неизбежным позитивным итогом деятельности каждого из нас в области человеко- и природозащит­ной деятельности будет содействие реализации все­мирной стратегии устойчивого развития.

Стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми, обществом и природой. Это означает, что понятие "устойчивое раз­витие" направлено на выживание человечества и со­хранение биосферы как естественной основы всей жизни на Земле.

Эта концепция характеризуется несколькими принципиальными чертами.

L На глобальные проблемы, стоящие перед циви­лизацией, авторы концепции смотрят не с позиции мирового сообщества, государства, региона, какой- либо организации, а с позиции отдельного человека.

2. Концепция по своему замыслу не разделяет лю­дей, а объединяет их, независимо от того, где они жи­вут, от их политических и религиозных убеждений. Она стоит выше этих различий, рассматривая всех, кто живет сейчас и кто придет на нашу планету в бу­дущем, как граждан одной земной цивилизации.

3. Концепция впервые помещает в центр внима­ния интересы не только нынешнего, но и будущих по­колений. В соответствии с ней, будущим поколениям должны быть обеспечены приемлемые стартовые ус­ловия, сравнимые с теми, которые имеет поколение, живущее на Земле сейчас. Эти стартовые условия трактуются не только как поддержание удовлетвори­тельного состояния окружающей среды, но и как со­хранение культурных, духовных, информационных ресурсов, передача следующим поколениям многих системообразующих смыслов и ценностей трактуется как одно из важнейших условий выживания и разви­тия человечества.

Россия, подписавшая документы Всемирного фо­рума "Повестка дня на XXI век" (Бразилия, Рио-де- Жанейро, июнь 1992 г.) взяла на себя обязательства по реализации программы устойчивого развития (Указ Президента РФ от 04 февраля 1994 г. № 236 "О госу­дарственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития").




9571111468580377.html
9571151146272915.html
    PR.RU™