ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДТП  

ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДТП

Графики и номограммы с изображением параметров движения пешехода и транспортных средств можно при­менять для иллюстрации аналитического способа расчета или в качестве самостоятельного средства предваритель­ного исследования ДТП. Они особенно эффективны при многоразовом их использовании.

Для анализа наезда автомобиля на пешехода при неограниченной видимости и обзорности предназначен график безопасности (рис. 8.4). Он имеет четыре квад­ранта. В квадранте / (левый верхний угол) по горизон­тальной оси отложен путь пешехода (м), по оси орди­нат — время (с). Равномерное движение пешехода с различными скоростями Uп1, Uп2,... изображается на­клонными прямыми, проходящими через начало коорди­нат. В квадранте // графика (правый верхний угол) по горизонтальной оси отложено расстояние (м), а на­клонные прямые соответствуют равномерному движению автомобиля со скоростями Ua1, Uа2, ... В этом же квадранте кривые линии иллюстрируют экстренное торможение авто­мобиля с различными замедлениями j1, j2, ... Строят их следующим образом. Задаваясь различными значениями скорости автомобиля (Ua=5, 10, 15, ..., м/с), вычисляют остановочные пути и остановочное время для одного

значения j и одного значения Т. Нанося расчетные точки в координатах S—t, соединяют их плавной кривой, после чего построение повторяют для других значений j и Т. На кривых выделяют точки, соответствующие «круглым» значениям скорости. Эти два квадранта позволяют ана­лизировать равномерное движение автомобиля и опреде­лять возможность предотвращения наезда путем экст­ренного торможения при различных начальных условиях.

Квадрант /// графика безопасности (правый нижний угол) предназначен для анализа экстренного маневра автомобиля. По его вертикальной оси откладывают поперечное смещение автомобиля при маневре типа «смена полосы движения». Кривые в этом квадранте характеризуют зависимость между перемещениями авто­мобиля в продольном (x ф) и поперечном (yм) направ-лениях. Они рассчитаны по формуле xф = Kм для различных значений Uа и у (см. обозначения у кри­вых). Начальная точка каждой кривой находится на оси абсцисс на расстоянии, соответствующем пути автомобиля за время реакции водителя и срабатывания рулевого управления Ua (tl+ t2p).

Методику применения графика безопасности для исследования наезда покажем на следующих примерах (удар нанесен передней частью автомобиля).

Рис. 8, 4. График безопасности

1. Определить удаление автомобиля от места наезда на пешехода в момент возникновения опасной обстановки (рис. 8.5, а). Для этого откладываем в квадранте / по горизонтальной оси путь пешехода Sп (точка А) и восстанавливаем перпендикуляр до пересечения с заданной скоростью Uп (точка В). Из точки В проводим горизонталь до наклонной прямой, соответствующей известной скорости автомобиля (точка С), и опускаем вертикаль на шкалу абсцисс. Точка D укажет удаление Sуд.



2. Определить возможность предотвращения наезда путем оста­новки автомобиля при экстренном торможении.б

На кривой, характеризующей торможение автомобиля с задан­ным замедлением, находим точку, соответствующую известной скорости автомобиля (точка E), из которой опускаем перпендикуляр на шкалу абсцисс. Точка F показывает остановочный путь So при данных значениях и, и j. Сравнивая пути Sуд и Sо, определяем, была ли у водителя техническая возможность избежать наезда с помощью экс­тренного торможения.

3. Определить возможность пропуска пешехода при экстренном торможении автомобиля.

Этот вопрос исследуют только в том случае, если остановочный путь оказался больше удаления и водитель, даже при своевременном реагировании на пешехода, не мог остановиться до линии его следо­вания (рис. 8.5, б). Отрезок DF означает перемещение автомобиля s'пн после пересечения этой линии. Продолжив вертикаль CD до пере­сечения с кривой, соответствующей заданному замедлению, получаем точку G. Она указывает скорость U'n. Проведя горизонталь влево до прямой, характеризующей скорость движения пешехода (точка Н), и опустив перпендикуляр на шкалу расстояний (точка К), находим на ней путь пешехода S'n, который он пройдет за время замедленного движения автомобиля. Ответ на заданный вопрос получаем, сравнивая S'пс суммой ( у+ Ba + б).

4. Определить, мог ли водитель избежать наезда на пешехода,

применив экстренный маневр (рис. 8.5, в)?

Вначале находим удаление автомобиля от места наезда, как указано выше, после чего проводим вертикаль в третий квадрант до пересечения с кривой, соответствующей нужным значениям Ua и у (точка L). Проведя горизонталь из точки L влево, находим по шкале ум максимальное поперечное перемещение автомобиля при данном значении коэффициента сцепления. Сравнивая у» со смещения­ми, минимально необходимыми для объезда пешехода спереди и сза­ди [см. формулы (6.22) и (6.22а)], можно ответить на заданный вопрос.



Анализ наезда с ударом, нанесенным пешеходу боковой поверх­ностью автомобиля, отличается от описанного лишь тем, что при определении удаления Sуд следует учитывать размер lx.

Контрольные вопросы

1. Перечислите способы повышения производительности труда эксперта.

2. Охарактеризуйте основные системы, применяемые при авто­матизации экспертизы.

3. Каковы преимущества и недостатки ЭЦВМ и АВМ, использу­емых в экспертной практике?

4. Опишите график безопасности и расскажите, как им пользо­ваться.


9570624199003018.html
9570682613274344.html
    PR.RU™