для студентов стоматологического факультета

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кировская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

КАФЕДРА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ

Методическое пособие

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ

для студентов стоматологического факультета

Киров - 2012

УДК 617.089 : 611.9 (378.14)

Утверждено на заседании кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии Кировской государственной медицинской академии (протокол № ___, от _________________2012 г.).

Заведующий кафедрой топографической анатомии

и оперативной хирургии, доцент Ашихмин С.П.

Методическое пособие к практическим занятиям по оперативной хирургии и топогра­фической анатомии для студентов стоматологического факультета. / Сост.: А.А.Зайков - Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2012. – 39 стр.

Методические разработки предназначаются для организации практических занятий студентов стоматологического факультета по изучению оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи. С этой целью в каждой из перечисленных тем занятий приведен пе­речень вопросов, подлежащих усвоению, в том числе в качестве практических навыков. Для облегчения процесса усвоения матери­ала названы основные учебные элементы по каждой теме, т.е. вы­делено главное в ней.

Методические разработки рассчитаны на студентов стоматологического факультета медицинской академии в качестве основы ориентировочной деятельности при изучении предмета, а так же на преподавателей соответствующих кафедр с целью унификации учебно-методического процесса.

Рецензент: зав. кафедрой патологической физиологии, д.м.н., профессор

Спицин А.П.

© Зайков А.А. - Киров, 2012.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение и преподавание оперативной хирургии и топографи­ческой анатомии на стоматологическом факультете отличается тем, что за небольшое количество учебных часов, отводимых типовой программой, студенту необходимо усвоить достаточно больший объем учебной информации. В связи с этим возрастает значение квалифицированной методической ра­боты преподавателя, хорошей организации и четкого планирования практических занятий, рационального использования времени студентов, изучение анатомических пре­паратов и препарирование, на приобретение ими практических на­выков.



Методические разработки практических занятий, обобщающие опыт преподавания коллективом кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Кировской государственной медицинс­кой академии, призваны способствовать улучшению подготовки студентов стоматологического факультета по оперативной хирургии и топографической анатомии. В них с определенной последователь­ностью изложены вопросы, подлежащие изучению на каждом практи­ческом занятии, дано обоснование изучаемой темы, изложен поря­док проведения устного разбора материала. В каждой методичес­кой разработке приведен перечень используемых на занятиях учеб­ных пособий, рекомендован список обязательной и дополнительной литературы по изучаемой теме.

Методические разработки составлены на основе типовой "Программы" и "Квалификационных характеристик врача" по разде­лу "Стоматология".

По мнению автора, методические разработки должны принести несомненную пользу студентам как при изучении материала на практических занятиях, а так же в осмыслении основных положений пройденного мате­риала перед зачетом. Они будут полезны и для преподавателей, так как позволяют не только унифицировать методику преподавания занятий, но и значительно улучшить их организацию.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для глубокого усвоения изучаемого материала на практичес­ком занятии студенту необходимо систематически предварительно готовиться самостоятельно, рационально используя имеющиеся на кафедре наглядные пособия, рекомендованную литературу.



Подготовка к занятиям требует большого труда, правильной организации своих творческих возможностей, четкого методическо­го подхода. Для облегчения самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям мы рекомендуем использовать следующие алгоритмы:

А) При подготовке к занятию и изучению топографической анатомии той или иной области тела человека:

1. Границы области.

2. Внешние ориентиры (костные выступы, края мышц, сухожилия, борозды, ямки, складки кожи и др.).

3. Послойное расположение тканей в данной области.

4. Характеристика особенностей строения каждого слоя (кожа, клетчатка, фасции и их отроги, фасциальные и костно-фасциальные футляры, их содержимое, межфасциальные и межмышечные клетчаточные щели), прикладное значение этих особенностей в нор­ме и патологии.

5. Источники и сегментарная принадлежность нервов, обеспечиваю­щих чувствительную иннервацию кожи. Пределы индивидуальной изменчивости территорий иннервации и наличие зон перекрытия между различными нервами.

6. Сосудисто-нервные образования в пределах каждого из изучае­мых слоев, их взаимоотношения.

7. Проекция на кожу области сосудисто-нер­вных образований.

8. Пути лимфоттока, расположение лимфатических сосудов и узлов в пределах изучаемой области.

9. Значение особенностей строения области и входящих в неё обра­зований в хирургической практике (рациональные разрезы, пути распространения гнойных процессов, места скопления гематом и др.).

Б) При подготовке к занятию и изучении хирургической анатомии органов:

1. Голотопия органа, проекция на кожные покровы.

2. Скелетотопия.

3. Отношение к фасциям и серозным покровам.

4. Изменчивость строения и расположения, взаимосвязь её с про­цессами фило- и онтогенеза, формой телосложения, полом и возрастом.

5. Пороки развития и врожденные аномалии, их прикладное значе­ние.

6. Синтопия органа.

7. Источники артериального кровоснабжения, иннервации, пути ве­нозного и лимфатического оттока.

В) При изучении клетчаточных пространств:

1. Голотопия.

2. Стенки клетчаточного пространства, содержимое.

3. Замкнутое или сообщается с соседними областями.

4. Связи с другими клетчаточными пространствами.

5. Основные пути инфицирования.

6. Оперативные доступы, методы дренирования.

Г) При подготовке к занятию и изучении техники хирургической операции:

1. Название, цель операции.

2. Показания к операции.

3. Положение больного на операционном столе.

4. Способы обезболивания.

5. Инструментарий, необходимый для выполнения операции.

6. Оперативный доступ и его обоснование (ориентиры для проведе­ния, линии разреза, направление и величина разреза, слои, подлежащие рассечению, крупные сосуды, нервы и другие важные образования на пути предстоящего разреза).

7. Оперативный прием, способы операции, этапы.

8. Ошибки и возможные осложнения.

9. Виды и техника швов, применяемых при операции.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (2 часа) – 3 – 4 семестры.

- Хирургический инструментарий, классификация, применение. Медицинская техника.

- Разъединение и соединение тканей.

- Топографическая анатомия мозгового отдела головы.

- Топографическая анатомия сосудисто-нервных образований головы.

- Черепные нервы.

- Оперативная хирургия мозгового отдела головы.

- Топографическая анатомия глазницы.

- Топографическая анатомия лицевого отдела головы.

- Топографическая анатомия области носа.

- Топографическая анатомия щечной области.

- Топографическая анатомия околоушно-жевательной области. Височно-нижнечелюстной сустав.

- Топографическая анатомия глубокой области лица.

- Топографическая анатомия полости рта. Топографическая анатомия зубов.

- Способы местной анестезии на голове.

- Оперативная хирургия гнойных процессов головы.

- Кожная пластика.

- Оперативная хирургия нижней челюсти.

- Оперативная хирургия полости рта.

- Топографическая анатомия шеи.

- Топографическая анатомия фасций и клетчаточных пространств шеи.

- Топография сосудисто-нервных образований шеи.

- Топографическая анатомия органов шеи.

- Оперативная хирургия шеи.

- Трахеостомия.

- Оперативная хирургия щитовидной железы.

- Итоговое занятие по темам 3-го и 4-го семестров.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема занятия: Хирургический инструментарий, классификация, применение. Медицинская техника.

Цель занятия:

1. Изучить хирургические инструменты и их особенности в хирургической стоматологии.

2. Изучить общие правила и технические приемы при пользовании инструментами различного назначения.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы занятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6. Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп).

2. Набор хирургических инструментов, аппараты для соединения и разъединения тканей.

3. Шовный материал.

4. Таблицы, схемы, слайды по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Группы хирургических инструментов.

2. Аппараты для разъединения и соединения тканей.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочей тетради:

1. Назовите современные хирургические разъединяющие аппараты?

2. Назовите хирургические инструменты применяемые в стоматологии?

Практические навыки:

1. Отработать технику владения основными хирургическими инстру­ментами.

Методические советы:

1. Проработать соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Изучить хирургический инструментарий на кафедре.

4. Отработать технику наложения швов и вязания узлов на биологи­ческом материале.

5. Изучить графы логических структур, схемы, таблицы.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема занятия: Разъединение и соединение тканей.

Цель занятия:

1. Разобрать классификацию швов.

2. Изучить способы разъединения и соединения биологических тканей.

3. Усвоить основные способы вязания узлов и наложение швов.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы занятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6. Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп).

2. Набор хирургических инструментов, аппараты для соединения и разъединения тканей.

3. Шовный материал.

4. Таблицы, схемы, слайды по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Общие правила и принципы разъединения тканей.

2. Как правильно рассекаются: кожа с подкожной клетчаткой, фас­ции, апоневроз, мышцы.

3. Особенности разъединения тканей в стоматологии.

4. Общие принципы и правила соединения тканей.

5. Первичный, первично-отсроченный и вторичный швы.

6. Швы на кожу, фасции, апоневроз, мышцы.

7. Характеристика современного шовного материала.

8. Аппараты для разъединения и соединения тканей.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочей тетради:

1. Назовите и покажите схемой виды узлов?

2. Назовите и покажите схемой виды хирургических швов?

Практические навыки:

1. Отработать технику вязания узлов.

2. Отработать технику разъединения тканей.

3. Отработать технику наложения швов на кожу с подкожной клет­чаткой, фасции, апоневроз, мышцы.

Методические советы:

1. Проработать соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Изучить хирургический инструментарий на кафедре.

4. Отработать технику наложения швов и вязания узлов на биологи­ческом материале.

5. Изучить графы логических структур, схемы, таблицы.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема занятия: Топографическая анатомия мозгового отдела головы.

Цель занятия:

1. Изучить послойную топографию мягких тканей свода черепа по об­ластям.

2. Изучить топографию наружного и внутреннего основания черепа.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы занятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6.Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп взрослого человека).

2. Череп.

3. Набор хирургических инструментов для препаровки.

4. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Границы, области, слои, сосуды и нервы мягких тканей свода черепа.

2. Кости свода черепа.

3. Особенности строения диплоэтических вен.

4. Топография лобно-теменно-затылочной и височной областей.

5. Топография области сосцевидного отростка.

6. Оболочки и межоболочечные пространства головного мозга.

7. Топография желудочков мозга.

8. Черепномозговая топография: проекция борозд, извилин мозга, артерий и синусов твердой мозговой оболочки.

9. Хирургическая анатомия врожденных пороков развития черепа и

мозга.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Перечислите фасции и клетчаточные пространства лобно-теменно-затылочной области?

2. Перечислите фасции и клетчаточные пространства височной области?

Варианты вопросов по программированному контролю:

а) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Перечислите клетчаточные слои височной области: а)..., б)..., в)..., г)....

2. Перечислите клетчаточные пространства лобно-теменно-затылочной области: а)…, б) …, в)….

б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. У больного перелом основания черепа сопровождается крово­течением из ушей и симптомом "очков". Укажите, на уровне какой из черепных ямок произошел перелом основания черепа, объясните топографо-анатомически возникновения симптома "очков" и кровотечения из ушей?

2. У больного воспалительный инфильтрат расположен в поднадкостничной клетчатки теменной области. Каковы пути возмож­ного распространения гнойного процесса?

Покажите на препарате:

1. Борозду сигмовидного синуса.

2. Назовите и покажите кости свода черепа.

3. Рваное отверстие.

4. Слепое отверстие.

5. Сонный канал.

6. Сосцевидный и теменной выпускники.

7. Турецкое седло.

8. Черепные ямки.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, таблицами: схемами.

4. Ознакомиться с биологическим материалом.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема занятия: Топографическая анатомия сосудистых образований головы.

Цель занятия:

1. Изучить топографию внутричерепных сосудистых образова­ний.

2. Изучить топографию сосудов мягких тканей свода черепа и лицевой части головы.

3. Изучить связь венозных образований головы и их связи друг с другом.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы занятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6. Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп взрослого человека).

2. Череп.

3. Набор хирургических инструментов для препаровки.

4. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Сосуды мягких тканей свода черепа.

2. Особенности строения диплоэтических вен.

3. Венозные синусы твердой мозговой оболочки и их связи с венами мягких тканей свода черепа и лица.

4. Топография сосудов мозга.

5. Черепномозговая топография: артерий и синусов твердой мозговой оболочки.

6. Сосуды лицевого отдела головы.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Зарисуйте схему формирования артериального (Велизьева) круга кровообращения основания головного мозга.

3. Назовите отделы верхнечелюстной артерии.

Варианты вопросов по программированному контролю:

а) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Перечислите отделы верхнечелюстной артерии: а)..., б)..., в)....

2. Перечислите группы вен головы: а) ..., б) ..., в) ....

б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. У больного при трепанации сосцевидного отростка возникло сильное венозное кровотечение. Укажите источник кровотечения и причину его возникновения?

2. У больного при удаление второго коренного зуба верхней челюсти справа возникло сильное артериальное кровотечение. Укажите источник кровотечения?

Покажите на препарате:

1. Борозду сигмовидного синуса.

2. Поверхностную височную артерию.

3. Верхнечелюстную артерию и её ветви.

4. Лицевую артерию и вену.

5. Нижнелуночковые артерию и вену.

6. Среднюю оболочечную артерию.

7. Угловые артерию и вену.

8. Язычную артерию.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, таблицами: схемами.

4. Ознакомиться с биологическим материалом.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема занятия: Черепные нервы.

Цель занятия:

1. Изучить топографию 12-ти пар черепномозговых нервов.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы занятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6.Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп взрослого человека).

2. Череп.

3. Набор хирургических инструментов для препаровки.

4. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Топография 12-ти пар черепномозговых нервов и места их выхода из полости черепа.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Перечислите 12-ть пар черепномозговых нервов.

Варианты вопросов по программированному контролю:

а) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Перечислите пары черепномозговых нервов, выходящих через яремное отверстие: а) ..., б) ..., в) ....

б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. В глазное отделение больницы обратился больной со сходя­щимся косоглазием. Объясните, повреждение какого нерва могло привести к данной патологии?

Покажите на препарате:

1. Верхнюю глазничную щель.

2. Внутреннее слуховое отверстие.

3. Канал зрительного нерва.

4. Канал подъязычного нерва.

5. Круглое отверстие.

6. Надглазничное отверстие.

7. Наружное слуховое отверстие.

8. Нижнюю глазничную щель.

9. Овальное отверстие.

10. Остистое отверстие.

11. Рваное отверстие.

12. Слепое отверстие.

13. Шило-сосцевидное отверстие.

14. Верхнечелюстной нерв.

15. Лицевой нерв и его ветви.

16. Нижнечелюстной нерв.

17. Подбородочный нерв.

18. Подглазничное отверстие.

19. Язычный нерв.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, таблицами: схемами.

4. Ознакомиться с биологическим материалом.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема занятия: Оперативная хирургия мозгового отдела головы.

Цель занятия:

1. Дать представление об основных оперативных вмешательствах на мозговом отделе головы.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы замятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6. Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (непрепарированный формоловый труп взрослого).

2. Набор хирургических инструментов для трепанации.

3. Набор схем, таблиц, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Способы остановки кровотечения при повреждении сосудов мягких тканей, костей свода черепа, оболочек мозга, венозных сину­сов, сосудов мозга.

2. Резекционная и костнопластическая трепанации черепа.

3. Трепанация сосцевидного отростка.

4. Пластика дефектов костей свода черепа.

5. Хирургическая обработка проникающих и непроникающих ран свода черепа.

6. Техника хирургических вмешательств при врожденных пороках развития мозгового отдела головы.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Зарисуйте схему границ треугольника Шипо.

2. В чем отличие трепанации черепа по Вагнер-Вольфу от трепанации по Зуттер-Оливекрону.

Варианты вопросов по программированному контролю:

А) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Перечислите способы остановки кровотечения из диплоэтических вен костей свода черепа: а)..., б)..., в)....

2. Перечислите точки блокады ветвей тройничного нерва на наружном основании черепа: а) ..., б)....

Б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. У больного, после операции трепанации сосцевидного отростка, возник периферический паралич лицевого нерва. Можно ли связать данное осложнение с техникой операции?

2. В нейрохирургическое отделение поступил больной с водянкой головного мозга, осложненной нарастающей слепотой. Какую операцию необходимо выполнить в данном случае, техника ее выполнения?

Практические навыки:

1. Осуществить первичную хирургическую обработку раны свода черепа.

2. Выполнить блокаду ветвей тройничного нерва на основании черепа.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, схемами, таблицами.

4. Отработать технику оперативных вмешательств на биологическом материале.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема занятия: Топографическая анатомия лицевого отдела головы.

Цель занятия:

1. Изучить топографию лицевого отдела головы по областям.

2. Изучить связь венозных образований и клетчаточных пространств

лицевого отдела головы с мозговым отделом головы и шеи.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы занятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6. Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп взрослого человека).

2. Череп.

3. Набор хирургических инструментов для препаровки.

4. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Границы, области, слои, сосуды и нервы лицевого отдела головы.

2. Скелет лица,

3. Боковая область лица (поверхностный и глубокий отделы), фасциальные образования.

4. Жировой комок Биша.

5. Окологлоточные и заглоточные клетчаточные пространства.

6. Топография лицевого, тройничного нервов.

7. Хирургическая анатомия врожденных пороков развития лицевой части головы.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Зарисуйте ход ветвей лицевого нерва.

Варианты вопросов по программированному контролю:

а) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Перечислите области лицевого отдела головы: а)..., б)..., в)..., г)..., д)..., е)..., ж)....

б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. К ЛОР-врачу в поликлинику привели ребенка трех лет, у ко­торого отмечается гноетечение из наружного слухового про­хода. При каких заболеваниях возможно гноетечение из на­ружного слухового прохода, как произвести дифференциальную диагностику?

Покажите на препарате:

1. Надглазничное отверстие.

2. Верхнечелюстную артерию и её ветви.

3. Верхнечелюстной нерв.

4. Выводной проток околоушной слюнной железы.

5. Жировой комок Биша.

6. Лицевую артерию и вену.

7. Лицевой нерв и его ветви.

8. Нижнелуночковые артерию и вену.

9. Нижнечелюстной нерв.

10. Нижний луночковый нерв.

11. Подбородочный нерв.

12. Подглазничное отверстие.

13. Угловые артерию и вену.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, таблицами: схемами.

4. Ознакомиться с биологическим материалом.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема занятия: Топографическая анатомия области глазницы.

Цель занятия:

1. Изучить топографию переднего отдела глазницы.

2. Изучить топографию заднего отдела глазницы.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы занятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6.Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп взрослого человека).

2. Череп.

3. Набор хирургических инструментов для препаровки.

4. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Изучить топографию вен.

2. Изучить топографию стенок глазницы.

3. Изучить топографию слезного аппарата глаза.

4. Изучить топографию мышц глазного яблока.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Перечислите мышцы глазного яблока.

2. Опишите образования проходящие через верхнюю глазничную щель.

Варианты вопросов по программированному контролю:

а) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Перечислите прямые мышцы глазного яблока: а)..., б)..., в)..., г)....

2. Перечислите элементы слезного аппарата глаза: а) ..., б) ..., в) ..., г) …, д)….

б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. Больной 40 лет получил ножевую рану левой орбиты. Глазное яблоко целое, но зрение сразу полностью исчезло. Какое образование может быть повреждено и путь его появления в орбите?

Покажите на препарате:

1. Стенки глазницы.

2. Мышцы глазного яблока.

3. Верхнюю глазничную щель.

4. Нижнюю глазничную щель.

5. Элементы слезного аппарата глаза.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, таблицами: схемами.

4. Ознакомиться с биологическим материалом.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема занятия: Топографическая анатомия области носа.

Цель занятия:

1. Изучить топографию наружного носа.

2. Изучить топографию полости носа.

3. Изучить топографию придаточных пазух носа.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы занятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6.Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп взрослого человека).

2. Череп.

3. Набор хирургических инструментов для препаровки.

4. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Изучить топографию наружного носа.

2. Изучить топографию внутреннего носа.

3. Изучить топографию придаточных пазух носа.

4. Показать зависимость между локализацией воспалительных процессов в полости носа или его придаточных пазухах и распространением гнойной инфекции на другие области.

5. Назовите топографические особенности верхнечелюстной пазухи.

6. Назовите отверстия, сообщающие придаточные пазухи с полостью носа.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Зарисуйте схему придаточных пазух носа.

2. Опишите в какие носовые ходы открываются придаточные пазухи носа.

Варианты вопросов по программированному контролю:

а) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Перечислите придаточные пазухи носа: а)..., б)..., в)..., г)....

2. Перечислите венозные сплетения носа: а) ..., б) ..., в) ....

б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. У больного перелом основания черепа сопровождается крово­течением из носа и симптомом "очков". Укажите, на уровне какой из черепных ямок произошел перелом основания черепа, объясните топографо-анатомически возникновения симптома "очков" и кровотечения из носа?

2. У больного воспалительный инфильтрат (фурункул) расположен на крыле наружного носа. Каковы пути возмож­ного распространения гнойного процесса?

Покажите на препарате:

1. Стенки носовой полости.

2. Носовые ходы, хоаны.

3. Лобную пазуху.

4. Верхнечелюстную пазуху.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, таблицами: схемами.

4. Ознакомиться с биологическим материалом.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема занятия: Топографическая анатомия щечной области.

Цель занятия:

1. Изучить границы щечной области.

2. Изучить послойное строение щечной области.

3. Изучить топографию сосудисто-нервных образований щечной области.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы занятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6.Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп взрослого человека).

2. Череп.

3. Набор хирургических инструментов для препаровки.

4. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Границы щечной области.

2. Послойное строение щечной области.

3. Топография ветвей лицевого нерва.

4. Топография ветвей тройничного нерва.

5. Топография лицевой артерии и лицевой вены.

6. Топография жирового комка щеки.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Зарисуйте схему иннервации щечной области.

2. Опишите связи жирового комка Биша с другими клетчаточными образованиями головы и шеи.

Варианты вопросов по программированному контролю:

а) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Перечислите ветви лицевой артерии: а)..., б)..., в)....

2. Перечислите нервы кожной иннервации щечной области: а) ..., б) ..., в) ....

б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. У больного рана щечной области с повреждением основного ствола лицевой артерии. Где необходимо прижать артерию для временной остановки кровотечения?

Покажите на препарате:

1. Лицевую артерию.

2. Щечную ветвь лицевого нерва.

3. Подглазничное отверстие.

4. Подглазничный нерв.

5. Жировой комок щеки.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, таблицами: схемами.

4. Ознакомиться с биологическим материалом.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Тема занятия: Топографическая анатомия околоушно-жевательной области. Височно-нижнечелюстной сустав.

Цель занятия:

1. Изучить границы околоушно-жевательной области.

2. Изучить топографию околоушной слюнной железы.

3. Изучить топографию сосудисто-нервных образований околоушно-жевательной области.

4. Изучить топография височно-нижнечелюстного сустава.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы занятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6.Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп взрослого человека).

2. Череп.

3. Набор хирургических инструментов для препаровки.

4. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Границы околоушно-жевательной области.

2. Послойное строение околоушно-жевательной области.

3. Сосудисто-нервные образования околоушно-жевательной области.

4. Топография околоушной слюнной железы.

5. Топография височно-нижнечелюстного сустава.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Зарисуйте схему слабых мест капсулы околоушной слюнной железы.

2. Перечислите нервные образования проходящие через толщу околоушной слюнной железы.

Варианты вопросов по программированному контролю:

а) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Перечислите ветви лицевого нерва: а)..., б)..., в)..., г)…, д)….

2. Перечислите связки височно-нижнечелюстного сустава: а) ..., б) ..., в) ....

б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. У больного гнойный паротит осложнился прорывом гноя в наружный слуховой проход. Дайте топографо-анатомическое обоснование данного осложнения?

Покажите на препарате:

1. Жевательную мышцу.

2. Околоушную слюнную железу.

3. Лицевой нерв.

4. Наружную сонную артерию.

5. Височно-нижнечелюстной сустав.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, таблицами: схемами.

4. Ознакомиться с биологическим материалом.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Тема занятия: Топографическая анатомия глубокой области лицевой части головы.

Цель занятия:

1. Изучить топографическую анатомию глубокой области лицевого отдела головы.

2. Изучить клетчаточные пространства глубокой области лицевого отдела головы.

3. Изучить сосуды и нервы глубокой области лицевого отдела головы.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы занятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6. Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп взрослого человека).

2. Череп.

3. Набор хирургических инструментов для препаровки.

4. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Границы глубокой области лицевого отдела головы.

2. Фасции и клетчаточные пространства глубокой области лица.

3. Сосудистые образования глубокой области лица.

4. Нервные структуры глубокой области лицевого отдела головы.

5. Связь клетчаточных образований и сосудистых структур с другими областями головы и шеи.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Назовите отделы верхнечелюстной артерии.

2. Перечислите ветви верхнечелюстной артерии по отделам.

Варианты вопросов по программированному контролю:

а) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Перечислите клетчаточные слои глубокой области лица: а)..., б)..., в)....

2. Перечислите ветви первого отдела верхнечелюстной артерии: а) ..., б) ..., в) ....

б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. У больного воспалительный инфильтрат расположен в клетчатки глубокой области лица. Каковы пути возмож­ного распространения гнойного процесса?

Покажите на препарате:

1. Круглое отверстие.

2. Овальное отверстие.

3. Верхнечелюстную артерию и её ветви.

4. Верхнечелюстной нерв.

5. Нижнелуночковые артерию и вену.

6. Нижнечелюстной нерв.

7. Нижний луночковый нерв.

8. Среднюю оболочечную артерию.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, таблицами: схемами.

4. Ознакомиться с биологическим материалом.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

Тема занятия: Топографическая анатомия полости рта. Топографическая анатомия зубов.

Цель занятия:

1. Изучить строение верхней челюсти.

2. Изучить строение нижней челюсти.

3. Изучить топографию преддверие полости рта.

4. Изучить топографию полости рта и языка.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы занятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6.Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп взрослого человека).

2. Череп.

3. Набор хирургических инструментов для препаровки.

4. Набор таблиц, схем, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Укажите топографические особенности строения областей губ.

2. Топография полости рта, кровоснабжение, иннервация.

3. Источники кровоснабжения зубов.

4. Источники иннервации зубов.

5. Топография твердого неба.

6. Топография мягкого неба.

7. Топографическая анатомия языка.

8. Назовите связь клетчаточных пространств дна полости рта с другими областями.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Опишите формулу зубов (молочных и постоянных).

2. Перечислите клетчаточные пространства дна полости рта.

Варианты вопросов по программированному контролю:

а) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Перечислите клетчаточные пространства дна полости рта: а)..., б)..., в)....

2. Перечислите пары слюнных желез: а) ..., б) ..., в) ....

б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. У больного нарушение артикуляции речи. Объясните, особенности строения какого органа полости рта могут являться причиной данной патологии?

Покажите на препарате:

1. Преддверие рта.

2. Ретромалярное пространство.

3. Подъязычное венозное сплетение.

4. Подъязычные железы.

5. Твердое и мягкое небо.

6. Нижнечелюстной канал нижней челюсти.

7. Торусальное возвышение нижней челюсти.

8. Подбородочный нерв.

9. Язычный нерв.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, таблицами: схемами.

4. Ознакомиться с биологическим материалом.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14

Тема занятия: Способы местной анестезии на голове.

Цель занятия:

1. Изучить способы местной анестезии на голове и дать их топографо-анатомической обоснование.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы замятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6. Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (непрепарированный формоловый труп взрослого человека).

2. Набор хирургических инструментов.

3. Набор схем, таблиц, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Классификация способов местной анестезии.

2. Топографо-анатомическое обоснование способов местной анестезии на мозговом отделе головы.

3. Топографо-анатомическое обоснование способов местной анестезии на лицевом отделе головы.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Зарисуйте схему выхода конечных ветвей тройничного нерва на лице.

2. Дайте классификацию способов проводниковой анестезии.

Варианты вопросов по программированному контролю:

А) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Перечислите точки блокады конечных ветвей тройничного нерва: а) ..., б)..., в)....

Б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. Два студента поспорили, кто первый открыл обезболивающее действие кокаина, один утверждал, что это А. Вуд (1853г.), другой утверждал, что это И. Реклю. Спор услышала студентка Ф., и сказала что первый обезболивающий эффект кокаина принадлежит Эйнгорну (1905г.). Кто был прав?

Практические навыки:

1. Выполнить блокаду конечных ветвей тройничного нерва на лице.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, схемами, таблицами.

4. Отработать технику оперативных вмешательств на биологическом материале.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15

Тема занятия: Оперативная хирургия гнойных процессов головы.

Цель занятия:

1. Изучить наиболее частую локализацию и методы хирургического лечения гнойных процессов головы.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы замятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6. Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (непрепарированный формоловый труп взрослого человека).

2. Набор хирургических инструментов.

3. Набор схем, таблиц, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Вскрытие флегмон височной области.

2. Разрезы, для вскрытия флегмон боковой области лица.

3. Вскрытие флегмон подвисочной и крыленебной ямки.

4. Хирургическая тактика при фурункулах затылочной области.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Зарисуйте схему разрезов при гнойных процессах лицевого отдела головы.

Варианты вопросов по программированному контролю:

А) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Различают следующие виды флегмон височной области: а) …, б) …, в) …, г) ….

Б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. В клинику поступил пациент с глубокой флегмоной дна полости рта. Какова должна быть тактика хирурга при данной локализации флегмоны?

Практические навыки:

1. Выполнить разрезы при вскрытие флегмон боковой области лица.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, схемами, таблицами.

4. Отработать технику оперативных вмешательств на биологическом материале.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16

Тема занятия: Кожная пластика.

Цель занятия:

1. Изучить способы кожной пластики на лицевом и мозговом отделах головы.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы замятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6. Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (непрепарированный формоловый труп взрослого человека).

2. Набор хирургических инструментов.

3. Набор схем, таблиц, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Классификация способов кожной пластики.

2. Методы кожной пластики носа.

3. Методы кожной пластики при ранениях и рубцовых образованиях лица.

4. Методы кожной пластики губ.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Дайте классификацию способов кожной пластики.

2. Этапы кожной пластики «шагающим» стеблем по Филатову.

Варианты вопросов по программированному контролю:

А) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Существуют следующие способы кожной пластики встречными лоскутами: а) …, б) …., в) …, г) ….

Б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. В клинику поступил больной с диагнозом: микростомия. Опишите метод пластики при данной патологии.

Практические навыки:

1. Выполнить пластику встречными треугольными лоскутами.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, схемами, таблицами.

4. Отработать технику оперативных вмешательств на биологическом материале.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17

Тема занятия: Оперативная хирургия нижней челюсти.

Цель занятия:

1. Изучить основные способы оперативных вмешательств на нижней челюсти.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы замятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6. Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (непрепарированный формоловый труп взрослого человека).

2. Набор хирургических инструментов.

3. Набор схем, таблиц, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Виды травм нижней челюсти.

2. Методы закрепления отломков при переломах нижней челюсти.

3. Вправление вывихов нижней челюсти.

4. Операции при анкилозе нижней челюсти.

5. Способы резекции нижней челюсти.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Дайте классификацию переломов нижней челюсти.

2. Соединение отломков нижней челюсти при помощи костного шва.

Варианты вопросов по программированному контролю:

А) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Этапы остеосинтеза нижней челюсти по Лукьяненко: а) …, б) …., в) …, г) ….

Б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. В клинику поступил больной с диагнозом: анкилоз нижней челюсти. Опишите методы оперативного лечения при данной патологии.

Практические навыки:

1. Выполнить этапы вправления нижней челюсти при вывихе.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, схемами, таблицами.

4. Отработать технику оперативных вмешательств на биологическом материале.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 18

Тема занятия: Оперативная хирургия полости рта.

Цель занятия:

1. Изучить основные способы оперативных вмешательств на полости рта.

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы замятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6. Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (непрепарированный формоловый труп взрослого человека).

2. Набор хирургических инструментов.

3. Набор схем, таблиц, слайдов по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Ушивание ран языка.

2. Операции при раке языка.

3. Операции при укороченной уздечки языка.

4. Операции при врожденных патологиях области рта.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Дайте классификацию врожденных патологий области рта.

2. Этапы операции при раке нижней губы.

Варианты вопросов по программированному контролю:

А) Вопросы на подстановку (исходный уровень):

1. Виды расщелин верхней губы: а) …, б) …., в) ….

Б) Ситуационные задачи (итоговый уровень):

1. В клинику поступил больной с диагнозом: короткая уздечка языка. Опишите методы оперативного лечения при данной врожденной патологии.

Практические навыки:

1. Выполнить этапы операции ушивания ран языка.

Методические советы:

1. Изучить соответствующие разделы учебника.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Ознакомиться с графами логических структур, схемами, таблицами.

4. Отработать технику оперативных вмешательств на биологическом материале.

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Г.М., Лебедев В.А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов. – СПб., «Питер», 2008.

2. Каган И.И., Чемезов С.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. – М., «ГЭОТАР-Медиа». 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 19

Тема занятия: Топографическая анатомия шеи.

Цель занятия:

1. Изучить границы шеи и деление её на области (треугольники).

Продолжительность занятия - 2 часа.

Этапы занятия:

1. Организационная часть - 5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (письменно) - 10 мин.

3. Разбор темы занятия – 30 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

5. Контроль итогового уровня знаний (письменно) - 10 мин.

6. Заключение, задание на дом - 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп взрослого человека).

2. Набор хирургических инструментов для препар


9570502583167950.html
9570533801322464.html
    PR.RU™